Разберемся, в чем смысл работы аварийных комиссаров страховой компании. Какая от них польза, и чем они помогают в случае ДТП? Автор статьи, имея короткий водительский стаж, уже дважды умудрился попасть в неприятную ситуацию на дороге, однако аваркома не видел ни разу, общаясь с ним лишь по телефону.
Даже знакомые автора, как новички в деле вождения, так и матерые гонщики, никто не встречал этих мифических сотрудников. Значит ли это, что их не существует в природе? Конечно же, нет! Итак, в чем функции и значение этих загадочных работников для автолюбителя? Начнем с его полезных качеств.
В идеале, когда Вы попадаете в ДТП, аварийный комиссар должен:
Что, вызвал Вашу улыбку? На самом деле, многое из перечисленного мною прописано в «Типовом положении об организации деятельности аварийных комиссаров» и Законе Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности автовладельцев», а также в условиях страховых договоров.
Скажу больше, в случае отсутствия жертв, и если все участники ДТП застрахованы, комиссар имеет полномочия составить Европротокол без участия патрульной полиции. После этого он должен отнести его в районный отдел, а затем продвигать по всем инстанциям дело о выплатах компенсаций, положенных Вам. Впрочем, если Вы с буцнувшим Вашу красавицу Иваном «Купив-права-за-сало» полностью согласны в его виновности, то схему ДТП можете сварганить вдвоем без третьего лишнего, после чего занести ее в райотдел.
В этом случае никого не посчитают сбежавшим с места аварии. И выгорит все даже быстрее, чем с участием аваркома. Впрочем, опытные водилы советуют всегда вызывать сотрудников доблестной автоинспекции. А ну как между комиссарами из разных компаний начнутся терки?
Но чтобы события приняли столь приятное направление, нужно следовать некоторым условиям.
Первое – присутствие в Вашем договоре с компанией пункта об обязательном посещении места аварии ее представителем. А еще должно быть отмечено, что именно ему Вам надо звонить при наступлении страхового случая. Второе – в списке номеров Вашего мобильника обязательно должен быть контактный работающий номер комиссара (а лучше нескольких). Сами понимаете, звоня в кол-центр, Вы можете прождать уйму времени, прежде чем оператор соизволит принять звонок. Кстати, элитные клиенты, а также те, кто оформил «суперполный» договор КАСКО, могут иметь личных аваркомов.
Третье – во время произошедшего автомобильного приключения крайне не желательно, чтобы Ваш комиссар занимался оформлением другого ДТП, в этот момент у него не должно быть перерыва на обед, вечеринки и прочих увлекательных дел, которые помешали бы ему примчаться к Вам. Страховые компании признают, что лишь 15 % аварий посещаются этими специалистами. Кстати, согласно законам, он и не обязан лично являться, может выполнить свою работу в течение трех дней.
Четвертое – профессионализм и юридическая грамотность такого блюстителя Ваших интересов должны быть на такой высоте, чтобы успешно противостоять прибывшему на место столкновения сержанту дорожной полиции. В развитой европейской стране аварийный комиссар - отлично подготовленный юрист. У нас это – пока еще обычные спецы в области автотехники. Далеко не все из них закончили юрфак. Часто они ни на что не влияют, находясь на месте ДТП. Хотя в рекламных текстах на сайтах страховых компаний аваркомы часто изображаются чуть ли не в роли адвоката владельца авто в случае аварии. В-общем, рассчитывать на них в этом качестве не стоит. Пусть в Вашем сотовом будет забит номер настоящего юриста на случай нужды.
Пятое – рыцарь, спасающий Вас от психологического давления появившегося на месте инцидента гаишника, также должен непредвзято отнестись к факту аварии. Разбираясь, не есть ли данный инцидент фальсификацией ДТП, обыкновенно он стремится минимизировать расходы своего работодателя. В оценках повреждений аваркомы склонны изобретательно квалифицировать серьезные поломки как мелочи, которые можно исправить косметическими методами.
Другой, в общем-то, ненужной темой для разговора может стать мягкое навязывание услуг конкретных станций техобслуживания, на которых якобы «все дешевле именно для Вас». Помните, что связываться лучше с теми сервисами, работу которых Вы сможете проконтролировать, поэтому не ведитесь на предложения со стороны.
К слову сказать, сертификат, выписываемый комиссаром – это лишь свидетельство нанесенного убытка, эдакая прикидка примерной суммы выплаты для компании. И роль ее лишь рекомендательная.
И, наконец, последнее – помните, что даже идеальные действия аваркома на месте ДТП не означают, что в дальнейшем офисные сотрудники страховой в отделе урегулирования убытков будут бегать сломя голову, разнося Ваши документы по судам, отделам ГАИ и т. д. Так что не забывайте про «волшебный пинок», регулярно напрягая комиссара своими звонками пару раз в неделю.
В ситуациях ДТП часто возникают претензии к ответственным лицам. Если у Вас есть подозрения насчет компетентности и добросовестности аваркома, звоните диспетчеру и просите прислать другого. Конечно, эта возможность где-то на грани фантастики, так как толковых операторов в кол-центрах, как и классных аварийных комиссаров ой как не много! Поэтому рассчитывать на то, что к Вам направят достойную замену, стоит так же, как на кошелек, набитый купюрами, лежащий на пути где-нибудь на дороге к Вашему гаражу.
Все же если Вы считаете, что комиссар плохо и не в Вашу пользу рассчитывает понесенный ущерб, не все обстоятельства происшествия учел или явно потакает гаишнику, можете сделать две вещи: подать жалобу в МТСБУ или обратиться в суд.
Жалуясь в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, у Вас есть возможность проверить, насколько правомерны действия компании-страховщика в определении суммы выплаты по страховке ОСАГО. В этом случае Бюро может заново рассчитать убытки. Этим будет заниматься не аварийный комиссар Вашей компании, а сотрудник МТСБУ. Такие специалисты есть почти во всех регионах нашей страны. Не забывайте, что для написания заявления надо иметь на руках заключение страховой компании о назначенной сумме выплаты.
Однако перерасчет Бюро имеет всего лишь статус рекомендации. Поэтому, возможно, стоит сразу обращаться в суд.
Предусмотрено привлечение на место ДТП комиссаров не из страховых компаний, а из других организаций (автоклубы, компании, предоставляющие техническую поддержку на дорогах), или независимых экспертов.
Их плюсы в следующем:
Уязвимое место такого аварийного комиссара в том, что результаты его оценивания, скорее всего, будут не по нраву страховой компании. При этом она имеет право назначить экспертизу заново. Выплаты она проведет, само собой, согласно своим расчетам.
В любом случае, опытные водители советуют: