Кто такой аварийный комиссар на украинских дорогах?

Разберемся, в чем смысл работы аварийных комиссаров страховой компании. Какая от них польза, и чем они помогают в случае ДТП? Автор статьи, имея короткий водительский стаж, уже дважды умудрился попасть в неприятную ситуацию на дороге, однако аваркома не видел ни разу, общаясь с ним лишь по телефону.

Бесплатная консультация при ДТП

Даже знакомые автора, как новички в деле вождения, так и матерые гонщики, никто не встречал этих мифических сотрудников. Значит ли это, что их не существует в природе? Конечно же, нет! Итак, в чем функции и значение этих загадочных работников для автолюбителя? Начнем с его полезных качеств.

Можно ли оформить в Укриане ДТП без полиции

Какой аварком идеальный, и какой он бывает в реальности?

В идеале, когда Вы попадаете в ДТП, аварийный комиссар должен:

  • прибыть раньше полиции;
  • все основательно изучить;
  • оценить ущерб;
  • оказать психологическую поддержку (в идеале привезти чай в термосе);
  • помочь с составлением всех нужных документов;
  • провести опрос свидетелей.

Что, вызвал Вашу улыбку? На самом деле, многое из перечисленного мною прописано в «Типовом положении об организации деятельности аварийных комиссаров» и Законе Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности автовладельцев», а также в условиях страховых договоров.

Скажу больше, в случае отсутствия жертв, и если все участники ДТП застрахованы, комиссар имеет полномочия составить Европротокол без участия патрульной полиции. После этого он должен отнести его в районный отдел, а затем продвигать по всем инстанциям дело о выплатах компенсаций, положенных Вам. Впрочем, если Вы с буцнувшим Вашу красавицу Иваном «Купив-права-за-сало» полностью согласны в его виновности, то схему ДТП можете сварганить вдвоем без третьего лишнего, после чего занести ее в райотдел.

В этом случае никого не посчитают сбежавшим с места аварии. И выгорит все даже быстрее, чем с участием аваркома. Впрочем, опытные водилы советуют всегда вызывать сотрудников доблестной автоинспекции. А ну как между комиссарами из разных компаний начнутся терки?

Но чтобы события приняли столь приятное направление, нужно следовать некоторым условиям.

Первое – присутствие в Вашем договоре с компанией пункта об обязательном посещении места аварии ее представителем. А еще должно быть отмечено, что именно ему Вам надо звонить при наступлении страхового случая. Второе – в списке номеров Вашего мобильника обязательно должен быть контактный работающий номер комиссара (а лучше нескольких). Сами понимаете, звоня в кол-центр, Вы можете прождать уйму времени, прежде чем оператор соизволит принять звонок. Кстати, элитные клиенты, а также те, кто оформил «суперполный» договор КАСКО, могут иметь личных аваркомов.

Третье – во время произошедшего автомобильного приключения крайне не желательно, чтобы Ваш комиссар занимался оформлением другого ДТП, в этот момент у него не должно быть перерыва на обед, вечеринки и прочих увлекательных дел, которые помешали бы ему примчаться к Вам. Страховые компании признают, что лишь 15 % аварий посещаются этими специалистами. Кстати, согласно законам, он и не обязан лично являться, может выполнить свою работу в течение трех дней.

Четвертое – профессионализм и юридическая грамотность такого блюстителя Ваших интересов должны быть на такой высоте, чтобы успешно противостоять прибывшему на место столкновения сержанту дорожной полиции. В развитой европейской стране аварийный комиссар - отлично подготовленный юрист. У нас это – пока еще обычные спецы в области автотехники. Далеко не все из них закончили юрфак. Часто они ни на что не влияют, находясь на месте ДТП. Хотя в рекламных текстах на сайтах страховых компаний аваркомы часто изображаются чуть ли не в роли адвоката владельца авто в случае аварии. В-общем, рассчитывать на них в этом качестве не стоит. Пусть в Вашем сотовом будет забит номер настоящего юриста на случай нужды.

Пятое – рыцарь, спасающий Вас от психологического давления появившегося на месте инцидента гаишника, также должен непредвзято отнестись к факту аварии. Разбираясь, не есть ли данный инцидент фальсификацией ДТП, обыкновенно он стремится минимизировать расходы своего работодателя. В оценках повреждений аваркомы склонны изобретательно квалифицировать серьезные поломки как мелочи, которые можно исправить косметическими методами.

Другой, в общем-то, ненужной темой для разговора может стать мягкое навязывание услуг конкретных станций техобслуживания, на которых якобы «все дешевле именно для Вас». Помните, что связываться лучше с теми сервисами, работу которых Вы сможете проконтролировать, поэтому не ведитесь на предложения со стороны.

К слову сказать, сертификат, выписываемый комиссаром – это лишь свидетельство нанесенного убытка, эдакая прикидка примерной суммы выплаты для компании. И роль ее лишь рекомендательная.

И, наконец, последнее – помните, что даже идеальные действия аваркома на месте ДТП не означают, что в дальнейшем офисные сотрудники страховой в отделе урегулирования убытков будут бегать сломя голову, разнося Ваши документы по судам, отделам ГАИ и т. д. Так что не забывайте про «волшебный пинок», регулярно напрягая комиссара своими звонками пару раз в неделю.

Как бороться за свои интересы?

В ситуациях ДТП часто возникают претензии к ответственным лицам. Если у Вас есть подозрения насчет компетентности и добросовестности аваркома, звоните диспетчеру и просите прислать другого. Конечно, эта возможность где-то на грани фантастики, так как толковых операторов в кол-центрах, как и классных аварийных комиссаров ой как не много! Поэтому рассчитывать на то, что к Вам направят достойную замену, стоит так же, как на кошелек, набитый купюрами, лежащий на пути где-нибудь на дороге к Вашему гаражу.

Все же если Вы считаете, что комиссар плохо и не в Вашу пользу рассчитывает понесенный ущерб, не все обстоятельства происшествия учел или явно потакает гаишнику, можете сделать две вещи: подать жалобу в МТСБУ или обратиться в суд.

Жалуясь в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, у Вас есть возможность проверить, насколько правомерны действия компании-страховщика в определении суммы выплаты по страховке ОСАГО. В этом случае Бюро может заново рассчитать убытки. Этим будет заниматься не аварийный комиссар Вашей компании, а сотрудник МТСБУ. Такие специалисты есть почти во всех регионах нашей страны. Не забывайте, что для написания заявления надо иметь на руках заключение страховой компании о назначенной сумме выплаты.

Однако перерасчет Бюро имеет всего лишь статус рекомендации. Поэтому, возможно, стоит сразу обращаться в суд.

Другие возможности

Предусмотрено привлечение на место ДТП комиссаров не из страховых компаний, а из других организаций (автоклубы, компании, предоставляющие техническую поддержку на дорогах), или независимых экспертов.

Их плюсы в следующем:

  • Они точно своевременно прибудут к Вам на помощь.
  • У них нет естественной заинтересованности в том, чтобы заведомо сокращать реальный ущерб.
  • У них имеется отличная мотивация отработать свой хлеб наиболее качественно и добросовестно, поскольку вызовы таких специалистов платные (от 300 гривен в городе и от 3 гривен за километр дальности за пределами городской черты).

Уязвимое место такого аварийного комиссара в том, что результаты его оценивания, скорее всего, будут не по нраву страховой компании. При этом она имеет право назначить экспертизу заново. Выплаты она проведет, само собой, согласно своим расчетам.

Советы автовладельцев со стажем

В любом случае, опытные водители советуют:

  • не доверять даже независимым экспертам на 100 %;
  • иметь всегда под рукой работающую фотокамеру (хотя бы на мобильнике), чтобы самим снять визуальный ущерб и место происшествия;
  • записывать имена и контактные данные возможных свидетелей;
  • обязательно держать в машине полис страхования автогражданской ответственности и аптечку.

Бесплатная консультация при ДТП